Отметим, что налог на недвижимое имущество был введен в 2020 году. Все владельцы квартир, площадь которых превышает 60 кв. м, дом - более 120 кв. м или комбинированная недвижимость - более 180 кв. м, должны заполнить декларацию и уплатить налог.
Ставка налога составляет 1,5% от размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года за один квадратный метр площади. В прошлом году этот показатель равнялся 100,5 гривен за так называемый «лишний» квадратный метр.
Как отмечает Даниил Гетманцев, с жилой недвижимости в прошлом году было собрано 1,2 млрд гривен, а с нежилой - 7,8 млрд гривен налогов. «Однако такой налог, пожалуй, один из самых неэффективных. Основная проблема - в эффективности администрирования. А причиной такого положения является низкий уровень сотрудничества органов местного самоуправления и налоговых, а также недостаточная работа местных общин по инвентаризации обложенных объектов.
А как считает ряд экономистов в аналитических итогах «Диагностика системы местного самоуправления», которую они распространили в начале сентября 2023 года, ключевой преградой для успешного администрирования налога на имущество является низкий уровень наполнения реестров недвижимости.
«По итогам опроса представителей ОМС (органов местного самоуправления) территориальных общин в разных регионах Украины сделан вывод о том, что реестр вещных прав на недвижимое имущество наполнен лишь на 30-50 %, земельный кадастр - на 70-80 %. ОМС не имеют достаточных полномочий для стимулирования владельцев недвижимого имущества вносить информацию в реестр и осуществления мер воздействия на недобросовестных налогоплательщиков», - уверены экономисты.
Второй причиной неэффективности взимания этого налога они считают несовершенство процесса их администрирования. Так, по мнению экономистов, в Украине все еще в основном отсутствует достоверная информация обо всех владельцах имущества, которые официально зарегистрированы в государственных реестрах и, соответственно, в базах данных Государственной налоговой службы.
«Кроме того, несовершенство имеет не столько индивидуальные черты, сколько системные недостатки, обусловленные непропорциональным распределением ресурсов на администрирование, неправильным определением показателей результативности деятельности администратора, недостаточным уровнем развития материально-технической базы контролирующих органов, спецификой самого налога на имущество», — резюмируют экономисты в своих аналитических итогах.
Как отметил banki.ua управляющий партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец, действительно в прошлом году в Украине, где ведутся активные боевые действия, было очень сложно администрировать этот налог, поэтому он в значительной степени нарушил надежды местных властей на пополнение бюджетов.
«Ведь очень много жилья и нежилых помещений разрушено. В «спокойной» части Украины также было немало проблем с его администрированием и взысканием. Добавлю, что еще до начала полномасштабной войны, этот налог было непросто взимать. А что уж говорить о нынешних бурных временах. Я не предлагаю его ликвидировать, однако местным властям не надо на него возлагать больших надежд, а лучше заниматься инвестированием в свои регионы», — резюмировал юрист.
Комментарии к отзыву
На данный момент нет комментариев. Будьте первым, кто оставит здесь свой комментарий.