В первом полугодии 2024 года по сравнению с аналогичным довоенным периодом рынок потерял 32% в страховых платежах
- Господин Вячеслав, каким образом развивается страховой рынок в течение последних месяцев и текущего года? Наблюдается ли определенный рост по разным показателям?
- Если глубже анализировать показатели деятельности страхового рынка в течение последних лет, к сожалению, говорить о его существенном развитии и росте рано.
По основным показателям, если сравнивать их в сопоставимых значениях, скорректированных на показатель инфляции за соответствующий период, рынок по страховым платежам упал на 7%, а выплаты при этом выросли на 5%.
Страховые платежи в первом полугодии 2024 года почти сопоставимы с первым полугодием 2022 года, когда было наибольшее падение после начала полномасштабного вторжения. Если же сравнивать с «довоенным» первым полугодием 2021 года, то рынок потерял 32% в страховых платежах.
Также снижается количество заключенных договоров страхования. Однако последний показатель имеет разновекторный характер для различных классов страхования: выросло количество договоров страхования каско и уменьшилось в страховании «Зеленой карты» и медицинского страхования.
Также неравномерно росли цены на страхование - полисы КАСКО подорожали в пределах инфляции, а вот ОСАГО - на 28%, медицинское страхование - почти на 70%. В первую очередь это последствия существенного сокращения участников рынка, которые предоставляли страхование по этим классам. Это также уменьшило конкуренцию и произошло негативное влияние девальвации вместе с общим ростом цен и минимальной заработной платы.
Общая проблематика остается неизменной:
1. Низкий уровень проникновения страхования в ВВП страны. Учитывая экономическое состояние страны и регуляторную политику, никаких существенных улучшений ожидать не приходится. Сейчас этот показатель у нас упал вдвое с 2019 года и составляет 0,76%, что в 3-4 раза меньше, чем в Восточной Европе и в 7-10 раз меньше, чем в Западной.
2. Несоответствие законодательных и нормативных инициатив духу Евродирективы Solvency II, в частности в части задекларированных Директивой принципов сохранения разнообразия форм страхового бизнеса и пропорциональности требований к разным по размерам компаниям.
Только недавно в Европе завершился процесс обновления этой Директивы, который был среди прочего нацелен на уменьшение операционной и отчетной нагрузки для всех страховщиков стран ЕС, для обеспечения инвестиционных возможностей отрасли и ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Показатель количества страховщиков на 100 тыс. населения упал вдвое ниже среднеевропейского
- По состоянию на 19 июля 2024 года количество участников рынка сократилось: 73 рисковых страховщика (на 30 июня 2024 было 78), 11 страховщиков жизни, один страховщик со специальным статусом (ЭКА), 40 страховых брокеров. По Вашему мнению это происходит добровольно из-за невозможности выполнения новых требований Нацбанка Украины или это в основном так называемые недобровольные выходы по решению регулятора?
- В основном, это происходит «вынужденно-добровольно» из-за завышенных законодательных и регуляторных требований, к чему наша Ассоциация неоднократно привлекала внимание регулятора, народных депутатов, Кабмина Украины и Президента.
В начале 2023 года в Украине работало 126 страховщиков, в начале 2024 года их осталось 101. А на сегодня их насчитывается всего лишь 74 и часть из них уже сдают лицензии и выходят с рынка, на котором проработали 20-30 и даже больше лет.
Показатель количества страховщиков на 100 тыс. населения упал вдвое ниже среднеевропейского. И такие цифры сложились не по причине войны, а именно из-за существенных изменений требований законодательных и нормативных документов, которые почему-то именно во время войны необходимо было повышать.
Все эти потери - компании с украинским капиталом. Многие из них работали в прифронтовых областях, а теперь они постепенно закрываются, увольняют работников, но продолжают выполнять свои обязательства перед клиентами по договорам, которые были заключены ранее.
Административная нагрузка на компании постоянно растет, это требует дополнительных квалифицированных специалистов, построения дополнительных бизнес-процессов - все это расходы, снижающие и без того традиционно невысокую рентабельность страхового бизнеса.
Это приводит к тому, что компании, которые нормально выполняли обязательства перед клиентами в течение десятков лет и могли бы продолжать деятельность, выбирают прекращение деятельности.
Новое законодательство предлагает обновленные подходы к компенсации пострадавшим в ДТП
- Важнейшим событием недавнего прошлого является принятие законопроекта №8300 «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». Документ предлагает постепенно повысить размеры страховых сумм (максимальных размеров страховой выплаты) до размеров, установленных в странах Европейского союза.
Но этот документ вызвал достаточно большие дискуссии среди потребителей и даже экспертов: ведь они считали, что украинцы не могут платить взносы, которые приближены к суммам в европейских странах. Закон начнет действовать с 1 января 2025 года. Как Вы считаете, будет ли увеличиваться (или наоборот уменьшаться) количество клиентов Ваших компаний?
- Не сказал бы, что новый закон вызвал дискуссии среди автовладельцев. Он предлагает обновление подходов к компенсации пострадавшим в ДТП и целый ряд новых норм, способствующих надежной финансовой защите пострадавших. В этой части закон положительный и непротиворечивый, почти уравнивает условия в Украине и ЕС.
Кроме постепенного увеличения страховых сумм, в нем много других важных и приятных для потребителей новаций: отказ от франшизы, отказ от принципа выплат с учетом «износа» на запчасти (важный момент для владельцев подержанных автомобилей), обязательное прямое урегулирование, ускорение процедуры выплат за компании, которые ушли с рынка, не выполнив обязательства.
Да, следствием его принятия станет определенное повышение страховых платежей, но это логичная «цена» этих инноваций. Напомню, что в Украине страховые премии по ОСАГО в разы ниже, чем в европейских странах.
Поэтому если мы движемся к европейским стандартам защиты участников дорожного движения, то и цены будут постепенно приближаться к тем европейским странам, где структура автопарка похожа на нашу, а уровень доходов населения - не сильно выше.
При этом в Украине количество авто на 100 тыс. населения в 2-4 раз меньше, чем в странах ЕС, поэтому и ДТП гораздо меньше, что статистически не даст еще много лет вырасти ценам до уровня развитых стран. Конечно, если сохранится конкуренция на рынке ОСАГО, что сегодня вызывает беспокойство вследствие быстрого сокращения количества членов МТСБУ, имеющих право заключать такие договоры.
Контраверсионным в законе являются исключительно разделы, касающиеся корпоративного управления МТСБУ - из-за норм нового закона страховые компании значительно потеряли возможности влияния на деятельность Бюро, которое, напомню, и является объединением страховщиков по ОСАГО. К сожалению, это отражение общего тренда на чрезмерное вмешательство государства в бизнес, особенно заметное на финансовом рынке.
Проблем в электронной подписи нет, есть проблемы в базе данных МТСБУ
- Наиболее дискуссионным оказалось требование НБУ по применению КЭПов (УЭПов) - (Квалифицированная электронная подпись - КЭП, Усовершенствованная электронная подпись - УЭП) при заключении электронных договоров в соответствии с законодательством об электронной коммерции. С одной стороны, это облегчает контроль за временем заключения и условиями электронных полисов, но с другой стороны - существенно усложняет процедуру и (или) создает риск компрометации подписи при автоматизации процесса. Что Вы можете сказать об этом требовании и его последствиях?
- Основная проблема не в СК, которые используют (Квалифицированную электронную подпись - КЭП, Усовершенствованную электронную подпись - УЭП), а в базе данных МТСБУ где эти полисы регистрируются, поскольку алгоритм для этой базы данных построен для электронных полисов другим способом, то возникает вопрос, сколько времени и какие ресурсы необходимы для кардинального изменения процесса наполнения базы МТСБУ.
И нужно ли вообще такое делать, когда фактически отсутствуют проблемы за все годы функционирования электронного полиса ОСАГО в части заключения договора, его регистрации в ЦБД и вступления в силу.
До сих пор остаются несколько странных ограничений по перестрахованию рисков по ОСАГО
- Почувствовали ли компании Вашей ассоциации значительное облегчение и улучшение качества работы, когда регулятор отменил приостановление возможности перестрахования рисков за рубежом в 2023 году?
- НБУ в начале военного положения остановил почти все перестрахование в валюте. Затем в течение почти года украинские страховщики и перестраховочные брокеры были лишены возможности осуществлять оплату перестраховочных услуг в валюте перестраховщикам-нерезидентам по другим, чем тогда были указаны в Постановлении, видам страхования, в том числе, таких объектов критической инфраструктуры, как предприятия оборонной и авиационной отраслей, газовой и машиностроительной специализации, агропромышленного комплекса, фармацевтического и металлургического производства, гигантов пищевой промышленности и тому подобное.
Все эти ограничения не имели никакого экономического смысла, потому что ежегодный объем всех премий, принадлежащих перестраховщикам-нерезидентам по итогам 2021 довоенного года составлял сумму меньшую, чем двухдневный объем продаж валюты на межбанковском рынке, то есть никак не мог повлиять на курс или объемы золотовалютных резервов.
Все такие ограничения, в частности относительно рейтингов перестраховщиков, прямо противоречат Соглашению Украины при вступлении в ВТО. Затем НБУ разрешил перечислять средства по договорам, заключенным до введения военного положения.
Однако до сих пор остаются несколько странных ограничений по перестрахованию рисков по ОСАГО, что в связи с увеличением страховых сумм по этому виду выглядит уже опасно, а также туристическая и другие несколько видов ответственности.
Считаем, что это несоответствие давно пора исправить и отменить ограничения, а также искусственную процедуру «согласования» страховых компаний, которым разрешается перестрахование за рубежом.
Мы считаем систему страхования военных рисков, которая была представлена от Минэкономики и НБУ, ошибочной
- Что надо, по Вашему мнению, добавить в нормативно-правовые нововведения, чтобы улучшить состояние страхования имущества и жилья от военных рисков?
- Недавно Минэкономики и НБУ представили систему страхования военных рисков, изложенную в проекте закона «О системе страхования военных рисков», разработанным совместно этими учреждениями.
Мы считаем ошибочной саму концепцию такой системы, которая, откровенно говоря, больше всего защищает интересы банков, потому что в первую очередь обязательному страхованию будут подлежать имущество, переданное в залог (ипотеку) и объекты строительства.
Отдельно в проекте закона предусмотрено создание Министерством экономики Государственного агентства по страхованию военных рисков, которое будет определять общую политику оценки и принятия рисков для страховщиков-участников системы.
А также будет разрабатывать стандартизированные страховые продукты, определять централизованные подходы к ценообразованию и вести Единую централизованную базу данных в системе страхования военных рисков. Опять же, это избыточная зарегулированность, в которой нет необходимости.
Лучше было бы, если государство выступило в роли исключительно перестраховщика по тем военным рискам, которые бы брали на себя страховые компании. Именно так аналогичные системы работают в мире, где они были внедрены.
Как мы видим по страхованию военных рисков для имущества физических лиц (автотранспорта, жилья), для жизни и здоровья - многие компании без всякого вмешательства государства разработали и предлагают такие продукты, делают по ним выплаты.
Если бы были доступны дополнительные перестраховочные емкости (такие риски трудно перестраховывать), то страховщики могли бы предложить больше подобных продуктов, с более широким перечнем опций и большими страховыми суммами.
Сейчас мы подробно изучаем документ, и чуть позже сможем дать более обоснованный и развернутый анализ или предложить альтернативную концепцию.
О популярности «Зеленой карты» и провале в политике агрострахования
- Что Вы можете сказать о международном автостраховании и электронных договорах «Зеленая карта»? Пользуются ли такие карты спросом у наших автомобилистов?
- По «Зеленой карте» статистика показывает, что все больше украинских автовладельцев, находящихся за рубежом, переходят на местные государственные номерные знаки, а также цена на украинскую «Зеленую карту» составляет почти 300 евро для легковых авто, что в 1,5-2 раза дороже, чем полисы ОСАГО в странах Европы, особенно не в столицах, вследствие этого количество застрахованных украинских автовладельцев в первом полугодии 2024 года по сравнению с первым полугодием прошлого года упало в 1,9 раза.
При этом выплаты из предыдущих периодов по ДТП по вине украинских водителей за рубежом достаточно большие и продолжают поступать от иностранных моторных бюро.
- Как на сегодня выглядит ситуация по аграрному страхованию, каковы основные проблемы в этом сегменте рынка?
- Ничего в ситуации, к сожалению, принципиально не изменилось. Еще летом 2021 года были приняты большие изменения в Закон «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой», где ст. 25 устанавливает, что «Государственная поддержка страхования сельскохозяйственной продукции заключается в предоставлении из государственного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям денежных средств в виде возмещения до 60 процентов стоимости страховой премии (страхового платежа)». Все сопроводительные документы разработаны.
Однако в бюджеты 2022, 2023 и 2024 годов не выделяются средства на такое удешевление. В результате такой важный и популярный в ЕС инструмент уменьшения рисков сельхозпроизводителя, как агрострахование, почти стагнирует - за 2023 год всего было страховых платежей на 53,1 млн грн.
На 2025 год также не видим в госбюджете статей расходов на субсидии сельхозпроизводителям на агрострахование.
Вследствие этого размер агрострахования рекордно упал и пока оптимистических ожиданий не имеем. Государство должно осознать и профинансировать меры по снижению рисков у аграриев, как это делается в европейских странах.
Иначе наши сельхозпроизводители будут оставаться в проигрышной позиции в конкурентной борьбе, вынуждены конкурировать за счет цены и уменьшения доходности, оставаясь наедине с большими рисками.
Правительству надо ответить на вопрос: можно ли, не используя такие инструменты как агрострахование, развивать агробизнес в Украине, особенно сейчас?
Будут введены новые виды обязательного страхования
- Каких качественных и количественных изменений Вы ожидаете еще до нового 2025 года? Что может измениться в законодательстве и деятельности СК?
- Принципиальных изменений в законодательстве, кроме страхования военных рисков, и вступления в силу закона «Об ОСАГО», о котором мы поговорили выше, не ожидается. И это хорошо, потому что рынок еще не адаптировался к тем изменениям, которые введены новым законом «О страховании», под который были прописаны десятки нормативных актов.
Из хороших новостей - будут введены новые виды «обязательного» страхования, в частности, ответственности перед пассажирами на различных видах транспорта. Это даст и толчок для развития страхового рынка, и более удобный механизм реальной защиты интересов всех пассажиров общественного, пригородного и междугородного транспорта.
Наша Ассоциация в целом поддерживает курс на развитие сегмента страхования ответственности, в том числе профессиональной (в частности, мы давно продвигаем идею страхования ответственности медицинских работников), потому что это актуальный инструмент, который во многих отраслях мог бы, с одной стороны, заменить частично проверки, с другой - финансово защитить потребителей от последствий профессиональной халатности или ошибок.
Свое видение развития страхового рынка и конкретных проблем для компаний banki.ua также высказали ТОПы, которые являются членами Ассоциации «Страховой бизнес»:
председатель правления СК «ЭТАЛОН» Олег КРАВЧЕНКО:
«Считаю, что количество клиентов нашей компании останется неизменным, поскольку наша стратегия работы не предусматривает увеличение портфеля ОСАГО, и мы имеем возможности компенсировать возможное падение спроса.
В то же время, если говорить в целом по рынку, то мы предполагаем незначительное уменьшение количества клиентов по крайней мере первые шесть месяцев действия закона (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года). Это будет связано с определенным привыканием клиентов к новым ценам ОСАГО, которые (как мы прогнозируем) хоть и не в разы, но существенно вырастут. 2025 год будет переходным в части размера страховых сумм и это точно не приведет к росту цен «на порядок».
По нашему мнению, оценивать качество работы компании исключительно по доле автострахования в их портфеле не совсем корректно.
Есть разные бизнес-модели работы: некоторые компании специализируются и видят свой сегмент именно в автостраховании, имеют разветвленную сеть партнерских СТО, умеют контролировать стоимость ремонта автомобилей и предоставляют качественные страховые услуги, некоторые компании выбрали агентский канал продаж как основной канал сбыта, а этот канал (учитывая достаточно низкую платежеспособность населения) в большинстве своем реализует именно страховые продукты по автострахованию.
Для рынка важно, чтобы такие компании качественно управляли этим портфелем, не гнались исключительно за оборотами (объемом собранных премий) и не брали на себя лишних обязательств. И в этом направлении как раз сейчас активно работает Национальный банк Украины, введя новое резервирование и контроль платежеспособности.
В СК «Эталон» доля автострахования также составляет от 60 до 65% в портфеле, однако акционеры компании изменили стратегию продаж в 2024 году - мы в значительной степени отошли от агентской модели продаж и стараемся быть ближе к клиенту, развивая прямые продажи.
Опыт и достижения за более чем 30-летнюю деятельность «Эталона» на страховом рынке дают нам возможности работать в таком формате. Конечно, это уменьшило объемы продаж, но и значительно уменьшило расходы на сбыт, повысило рентабельность этих продуктов.
В то же время, анализируя собственный страховой портфель, мы сконцентрировались на поиске «своего клиента», которому удобно работать с нами и с которым нам удобно работать. Мы выявили интересные именно для нас сегменты рынка и свои усилия сконцентрировали именно на них».
директор департамента перестрахования и андеррайтинга специальных рисков «ББС ИНШУРАНС» Юрий РАДИОНОВ:
«Мы одними из первых в стране ввели еще осенью 2022 года страхование от военных рисков по нескольким классам бизнеса, а именно: страхование автотранспорта, страхование перевозки грузов, имущества, а также включила эти риски в программы медицинского страхования и от несчастных случаев.
По различным программам страхования застрахованными могут быть военные риски, например: применение стрелкового оружия, гранат и/или повреждения в результате взрыва артиллерийских снарядов, минометных мин, ракетных боеприпасов, авиабомб и боеголовок, управляемых и баллистических ракет и БПЛА.
Для программ личного страхования были добавлены опции ранения, контузии, увечья и боевых поражений вследствие перечисленных рисков.
С целью расширить страховое покрытие и перечень рисков при страховании наземных транспортных средств от военных рисков компания в 2023 году разработала и предложила клиентам новую программу страхования под названием «Антитеррор».
Этот вид страхования становится все более востребованным, ведь, к сожалению, случаев, когда транспортные средства получают повреждения в результате любых военных рисков стало больше, а реалии жизни в Украине требуют искать страховую защиту не только для транспортных средств, а также для собственной жизни, здоровья и имущества.
Учитывая нынешнее развитие событий, фирма продолжила адаптировать существующие страховые продукты, и уже в течение года предлагает клиентам продукт «Железный занавес», который покрывает повреждения стеклянных элементов окон, имущества в квартире/доме, несущих конструкций и предметов домашнего пользования в результате военных рисков.
Украина стала первой в мире страной, которая ввела страхование от военных рисков для перевозки грузов наземными транспортными средствами во время непосредственно военных и боевых действий, что в целом является исключением из норм международного страхования.
Мы видим, что потребность в страховой защите от влияния и последствий войны увеличивается и понимаем, что надо расширять горизонты страхования, ведь война разрушает и экономику, и экосистему, и психологическое состояние людей. Поэтому сейчас для страны, как никогда, важна поддержка страхового рынка, что в будущем станет одной из основ при восстановлении и восстановлении экономики страны».
Комментарии к отзыву
На данный момент нет комментариев. Будьте первым, кто оставит здесь свой комментарий.