Количество страховых компаний с 2020 года уменьшилось вдвое
- Как вы оцениваете предварительные итоги 2023 года на рынке страхования? Какие важные для отрасли события произошли за это время?
- Главный итог - потребители не разочаровались в страховании, потому что страховые компании, несмотря на войну, продолжают добросовестно осуществляют возмещение и предлагать продукты, которые пользуются спросом.
В цифрах предварительные итоги года (на основе статистики за 9 мес.) выглядят следующим образом. Если рассчитывать показатели на одинаковой базе и убрать влияние инфляции, то можно констатировать, что страховые платежи, выплаты и количество договоров 2023 года по отношению к 2021 упали на треть.
«Лидерами» падения стали страхование имущества, грузов, авиации, туристическое страхование, которые уменьшились в 3-4 раза, а вот крупнейшие по объемам виды как автострахование, страхование жизни и медицинского страхования упали не так сильно - на 26-39%. Меньше всего пострадало обязательное страхование автоответственности, при этом «Зеленая карта» выросла вдвое. Понятно, учитывая, что за границей находится почти миллион автомобилей с украинскими номерами.
По ОСАГО, самому массовому виду страхования, уже есть результаты 2023 года:
Заключено 7,6 млн. внутренних договоров страхования (+6,8% по сравнению с 2022 годом):
- Общая сумма страховых премий - 8,750,4 млрд грн (+24,9%).
- За этот период страховщиками урегулировано 127,8 тыс. требований о страховом возмещении.
- Страховые компании выплатили 3,8 млрд грн пострадавшим в ДТП (+40%)
- МТСБУ выплатило 436,8 млн грн регламентных выплат, из которых 298,1 млн грн - за незастрахованных виновников ДТП.
Печальный итог - количество страховых компаний за период после передачи надзора за небанковским рынком в НБУ уменьшилось более чем вдвое, с 233 в начале 2020 года до 101 на конец 2023, а с начала этого года их стало еще на три компании меньше.
Примерно такая же динамика и в других секторах небанковского финансового рынка. К сожалению, это последствия не столько экономических, сколько регуляторных факторов.
Под новый год мы увидели яркий пример по страховым брокерам, когда из реестра по достаточно формальным причинам и без предупреждения было исключено 20 участников. Это - почти треть рынка страховых посредников, которых в Украине и так недостаточно, если сравнивать с уровнем в Европе.
НБУ однозначно выбрал курс усиления давления на рынок
- Как развиваются отношения между представителями рынка страхования и НБУ как регулятором? Как вы оцениваете результаты действующей регуляторной политики?
- В целом, регулятор выбрал курс усиления давления на рынок вместо упрощения условий работы и внедрения инструментов поддержки, и это во время тяжелейшего кризиса, с которым сталкивается наша страна. Создается ощущение, что все делается для того, чтобы с рынка ушли небольшие и средние компании, даже несмотря на их стабильную работу в течение 20-30 лет.
Если говорить более конкретно, к шагам такого безосновательного давления, сделанных за последний год, можно отнести несколько факторов. НБУ запретил учитывать в покрытие норматива капитала страховщиков землю и жилую недвижимость. Причем странным образом, последнее требование введено только для страховщиков нон-лайфа, для страхования жизни это остается приемлемыми активами, и эта разница в подходах непонятна и необоснованна.
Многие компании еще не получили от НБУ согласования структуры собственности в силу того, что регулятор выставил аномальные требования к собственникам компаний о необходимости иметь дополнительные активы в размере их доли в капитале.
Это противоречит закону «Об акционерных обществах» и вообще целям предпринимательской деятельности, мешает в первую очередь украинским владельцам-физическим лицам.
Регулятор направляет в компании постоянные запросы по формам, отличающимся от установленной отчетности, что требует дополнительных значительных инвестиций времени на ее неавтоматизированную выборку из базы данных.
Было несколько кейсов отзыва лицензии из-за того, что у компании были активы или формально остались владельцы на оккупированных территориях. Отдельный больной вопрос - это бронирование сотрудников небанковского финансового сектора. В финансовой сфере самый низкий уровень бронирования среди всех секторов экономики. Несмотря на это, НБУ отнесло к критическим предприятиям лишь незначительное количество крупных компаний.
И это несмотря на то, что для обеспечения бесперебойной работы страховой отрасли нужно забронировать всего где-то 15-20% сотрудников, в первую очередь это руководители, айтишники, эксперты и юристы. В средних и небольших компаниях обычно за каждую такую функцию отвечает только один человек, призыв которого критически повлияет на способность компании работать
Присуще несвоевременное введение МСФО 17 (это основанный на принципах стандарт бухгалтерского учета для ориентированной на будущее оценки договоров страхования), несмотря на то что даже НБУ был против введения этого стандарта в текущих условиях, Минфин провел это решение.
Переход на него требует очень существенных инвестиций в программное обеспечение и дополнительный персонал. Компаниям трудно сделать это во время войны. Даже в Европе, хотя этот стандарт был принят в 2017 году, Совет по международным стандартам бухгалтерского учета учел, что компаниям нужно больше времени и затрат на трансформацию, отсрочил введение с 2021 на 2023 год.
Не до конца решен вопрос о перечислении валюты за границу по договорам перестрахования. Дополнительные сложности создает требование перестраховываться только у страховщиков-нерезидентов с определенным рейтингом, потому что оно отсекает часть крупных и стабильных азиатских перестраховочных компаний. А главное - эта норма нарушает международные обязательства Украины согласно соглашению с ВТО.
Из европейских требований Украина берет исключительно то, что касается ограничений на рынке
- Власти Украины подтвердили курс на евроинтеграцию. Как евроинтеграционные подходы влияют на рынок страхования? Повлияют ли изменения в Евродирективу Solvency II на него?
- Евроинтеграция в отношении финансового рынка происходит следующим образом. Украина берет из европейских подходов и требований почти исключительно то, что касается ограничений для бизнеса и усиления контроля, зато игнорируя базовые принципы тех же Евродиректив.
Это - баланс интересов государства и бизнеса, пропорциональность требований, упрощение требований и отчетности для небольших компаний, сохранение разнообразия форм ведения бизнеса на рынке и тому подобное.
Также не учитывается как локальная национальная специфика, на необходимость чего указывают европейские нормы, как и то, что в странах Европы введение требований Евродирективы Solvency II длилось 6 лет, а в воюющей Украине это пытаются сделать ускоренными темпами за два года.
В прошлом году ярким примером такой «извращенной» евроинтеграции стало принятие законопроекта №9422 (закон №3498-IX от 22.11.2023) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования государственного регулирования рынков финансовых услуг», где среди других норм стыдливо были спрятаны положения об исключении Национального банка как регулятора из общегосударственной системы подготовки регуляторных нормативно-правовых актов (НПА) и создание для него особых условий реализации регуляторной политики.
Несмотря на выводы комитетов Верховной Рады Украины по вопросам интеграции Украины с Европейским Союзом и по вопросам антикоррупционной политики, Научно-экспертного управления и Главного юридического управления Верховной Рады, а также то, что наши европейские коллеги прямо указывали, что такие нормы противоречат европейскому законодательству (Regulation (EU) №1094/2010 of the European Parliament and of the Council) и практикам, Национальной стратегии содействия развитию гражданского общества в Украине, утвержденной Указом Президента Украины №487/2021, закон был принят.
Последствия мы видим уже сейчас - когда при установленном сроке подачи замечаний к НПА в 10 календарных дней (раньше было минимум 30), обнародуется в нерабочее время вечером пятницы, и таким образом, из 10 дней фактически остается пять рабочих дней на обработку документов, содержащих десятки, иногда сотни страниц.
Фактически этот маневр делает невозможным нормальную проработку нормативных документов и лишает бизнес права голоса. Приближает ли нас это к Европе и европейским стандартам ведения бизнеса и усилению гражданского общества? Вопрос риторический.
Новый закон «О страховании» отменяет понятие «обязательных видов страхования»
- Отдельное внимание в 2024 году, как говорят страховщики, будет уделяться имплементации Закона Украины «О страховании». Что именно надо менять или чем дополнять этот закон? Какие есть проблемы в этом вопросе?
- Напомню, что закон был принят в ноябре 2021 года, а вступил в силу с 1 января 2024 года, с переходным периодом до 1 июля. Это, а также вступление в силу норм закона «О финансовых услугах и финансовых компаниях», требует разработки ряда новых нормативно-правовых актов.
До сентября прошлого года НБУ почти не уделял внимания этому вопросу. С сентября «в ускоренном темпе» было разработано 24 нормативно-правовых акта (НПА), это где-то около 1000 страниц текста, еженедельно обнародовалось по несколько проектов документов. Такой темп работы не может не повлиять на их качество. А впереди разработка еще десятка нормативно-правовых актов НБУ.
При этом почти все свои документы НБУ принял в конце декабря, а страховым компаниям на выполнение такого безумного количества нормативных актов необходимо до 1 июля разработать и внедрить почти сотню собственных внутренних положений, методик, изменить бизнес-процессы, программное обеспечение, переделать сайты, заменить бланки, систему учета и программное обеспечение и т.д.
Кроме невероятного объема работы, это требует привлечения сотен новых сотрудников и сотен миллионов средств, которые нужно компаниям где-то найти во время войны.
Новый закон «О страховании» отменяет понятие «обязательных видов страхования», и вводит переход на «заключение договоров страхования, обязательность которых определена законом».
Это вызывает необходимость в различных министерствах тоже очень быстро разрабатывать и согласовывать ряд новых НПА. Также надо внести соответствующие изменения в Налоговый Кодекс Украины, чтобы сотрудники не подпадали под налогообложение в случае страхования их жизни и здоровья как обязанности предприятий.
Поэтому мы считаем, что стоит продлить переходный период для обоих законов до 1 января 2025 года, это позволит нормально проработать изменения в нормативную базу, или даже продлить его до завершения военного положения.
НБУ хочет получить право решать ключевые кадровые вопросы МТСБУ
- Вскоре Верховная Рада Украины должна рассматривать во втором чтении законопроект «Об ОСАГО». Расскажите, как его нормы повлияют на развитие сферы «автогражданки», на участников дорожного движения и пострадавших в ДТП?
- Закон контраверсионный. После того, как к его подготовке присоединился НБУ (напомню, страховщики предложили базовую редакцию еще в 2015 году), документ, целью которого было улучшить защиту интересов людей, пострадавших в ДТП, превратился в такой, главной задачей которого является расширение полномочий НБУ в части «управления» де-факто саморегулируемой организацией страховщиков, которым является МТСБУ.
Нормы контроля со стороны НБУ деятельности МТСБУ и его корпоративного управления не соответствуют ни европейской практике, ни здравому смыслу.
О чем именно идет речь? С подачи Национального банка Украины в законе сейчас прописаны нормы, устанавливающие для МТСБУ (объединение страховщиков, которое не является финансовым учреждением) почти такие же требования, как к бизнесам, которые берут деньги от потребителей, и именно поэтому их деятельность регулируется государством и лицензируется.
НБУ хочет получить право решать ключевые кадровые вопросы МТСБУ: согласование на должности и отстранение руководства и ключевых сотрудников, а также иметь другие рычаги вмешательства во внутренние управленческие процессы объединения, вплоть до контроля сметы расходов на обеспечение работы МТСБУ. В законе есть попытки навязать Бюро не присущие такой структуре функции.
Главная задача, которую государство возложило на МТСБУ - осуществлять регламентные выплаты по внутренним договорам ОСАГО и гарантировать выплаты по «Зеленой карте». Уже более 25 лет Бюро делает это без нареканий как со стороны потребителей, так и государства, а также всех иностранных стран-членов системы «Зеленая карта».
Надо понимать, что МТСБУ осуществляет регламентные выплаты исключительно за средства самих страховщиков-членов Бюро, аккумулированные в гарантийных фондах объединения. От государства Бюро не получает и не может получить никакого финансирования в любой форме.
Если государство не финансирует МТСБУ и не несет перед пострадавшими ответственность за выплаты из его гарантийных фондов, то оно не должно вмешиваться в вопросы управления им, оставив за собой лишь функции контроля за соответствием осуществления регламентных выплат требованиям законодательства. Мы детально изучили европейский опыт в части структуры и системы управления Моторными Бюро.
Во-первых, Евродиректива по моторному страхованию вообще не содержит никаких норм и требований относительно государственного надзора или регулирования работы таких структур.
Во-вторых, во всех европейских странах Бюро является независимой организацией, которой руководят сами страховщики. Сейчас эта часть нового закона, касающаяся корпоративного управления Бюро, больше похожа на законодательство страны-агрессора, чем Европы, к которой мы планируем присоединиться.
С точки зрения защиты интересов участников дорожного движения, в законе есть много полезных новаций. Но чтобы их ввести, достаточно было бы внести изменения и в действующий документ. В частности будут введены:
- Постепенное увеличение страховых сумм (максимальных страховых выплат) до размеров, установленных в странах Европейского союза.
- Прямое урегулирование во всех случаях дорожно-транспортных происшествий, в которых ущерб нанесен только транспортному средству, чтобы пострадавший обращался не в страховую компанию-виновника, а в компанию, у которой он приобрел свой полис ОСАГО, а компании потом сами проводят взаиморасчеты.
- Осуществление страховых выплат в размере необходимом для восстановления транспортного средства (без учета износа на запасные части и детали, подлежащие замене).
- Отказ от франшизы.
- Усиление гарантийных функций МТСБУ по осуществлению выплат физическим лицам по обязательствам так называемых «проблемных» страховщиков ОСАГО, то есть тех компаний, которые прекратили деятельность и не выполнили обязательства перед пострадавшими.
- Уменьшение сроков для выплаты страхового возмещения по простым ДТП.
КАСКО будет зависеть от того, будут ли покупать люди новые автомобили
- И все же основной вид среди всех страховых продуктов - это КАСКО. Это добровольный вид страхования и здесь все зависит от сформированной потребности со стороны клиента и адекватного предложения со стороны страховщика. Каким образом, по Вашим оценкам, будет развиваться КАСКО в дальнейшем? Какие проблемы с этим видом страхования?
- Сегодня в Украине по различным программам страхования КАСКО застраховано около 10% от всего автопарка, при чем более половины - это договоры по дешевым программам с ограничениями по страховым суммам или перечню застрахованных рисков, так называемые миниКАСКО.
На развитие сегмент КАСКО влияют несколько факторов:
- возраст автопарка (в Украине он по разным оценкам превышает 20 лет),
- доступность автокредитования,
- платежеспособный спрос.
Потому что в основном по КАСКО страхуют относительно новые машины в возрасте до 5-7 лет, и особенно те, которые приобретены в кредит. По итогам 2023 года, количество новых автомобилей, которые покупают за год в Украине, было примерно в 7 раз ниже, чем в Польше (65 тыс. против 475 тыс.), с которой мы сопоставимы по численности населения.
Поэтому перспективы сегмента КАСКО будут напрямую зависеть от экономической ситуации в Украине, будут ли люди покупать новые авто и вообще хватит ли у них денег на такие непервоочередные расходы, как страхование недостаточно новых авто.
Страхование от военных рисков стоит недорого
- С самого начала большой войны компании взяли вектор на разработку страховых продуктов с покрытием военных рисков. И видим, что сегодня они уже пользуются наибольшим спросом как среди юридических, так и среди физических лиц. Особенно, когда речь идет о страховании движимого и недвижимого имущества. Каким образом развиваются такие виды страхования и какие проблемы постигают этот сегмент?
- Что касается страхования граждан и их имущества от военных рисков жизни, здоровья и имущества гражданских лиц, то страховые компании предлагают опции покрытия военных рисков почти по всем типичным продуктам, от жизни и медицины до жилья и КАСКО.
Стоит это относительно недорого (дополнительная сумма к стоимости полиса для того, чтобы застраховать военные риски на 10% стоимости составит примерно 2-5% от общего страхового платежа), но спрос умеренный.
По моим оценкам, только 10-15% от тех, кто страхует имущество (недвижимое или движимое), используют опцию страхования от военных рисков. Думаю, все остальные верят в мастерство нашего ПВО. Проблемой со страхованием этих рисков для бизнеса является отсутствие полноценного доступа к их перестрахованию, что не позволяет украинским страховщикам предлагать покрытие для предприятий.
Потому что там речь идет об очень больших страховых суммах за производственные мощности, склады, супермаркеты, для которых нужно перестрахование, а также достаточно высокие цены, поэтому даже при возможности застраховаться в иностранных компаниях, инвесторы не каждый раз заключают договоры с расширенным покрытием.
За 20 лет аграрное страхование так и не получило существенного развития
- Страхование аграрного сектора в нашей стране, особенно с началом широкомасштабной войны, постигла куча проблем, а главное, аграрии сами не очень то хотят страховать риски. Почему так происходит? Каким образом, по Вашему мнению, можно решить эти вопросы? Каким образом сейчас происходит страхование аграрных грузов и транспорта, который их перевозит?
- Ситуация с агрострахованием выглядит следующим образом: большая часть территории Украины является зоной рискового земледелия, особенно для озимых. У нас, кстати, как и во многих странах Европы, сельхозпроизводители привыкли получать от государства льготы и субсидии, а в случае каких-то природных катаклизмов - прямую бюджетную помощь.
Поэтому государство приучило, что можно вместо страхования получать от него прямую помощь, частично из-за этого за 20 лет аграрное страхование не получило существенного развития.
Государство выделило гарантии на 20 млрд грн для компенсации ущерба фрахтователям и операторам судов во время следования по зерновому коридору. Согласно постановлению КМУ №548, из госбюджета будут компенсировать судно- и грузовладельцам убытки по тем рискам, по которым страховщики не будут делать выплаты.
Понятна забота государства о состоянии зернотрейдеров, но еще в 2021 году вступила в силу обновленная редакция закона об аграрном страховании с государственной поддержкой, которым предусмотрена компенсация до 60% страховых платежей.
Но в течение всех этих лет денег из бюджета на нее не выделялось, поэтому объемы агрострахования остаются незначительными (за 9 мес. 2023 года всего 45,1 млн грн). С таким отношением в перспективе вряд ли что-то изменится.
О медицинском страховании и планах на текущий год
- Медицинское страхование все больше становится одним из основных видов страхования у подавляющего большинства компаний и на него сохраняется спрос у населения и работодателей. Что Вы можете сказать по этому поводу? Как сделать его еще более популярным и главное доступным для рядовых украинцев?
- Добровольное медицинское страхование «по определению» не может быть дешевым, поэтому во времена войны и экономического кризиса возможности для его роста ограничены.
Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы стимулировать предприятия страховать своих сотрудников по ДМС, потому что это уменьшит нагрузку на бюджетную медицину. Для этого нужно немного: убрать налогообложение НДФЛ сотрудников компаний, если их страхует работодатель. Мы давно говорим о необходимости такого шага.
Он подтвержден нашими расчетами: за 1-2 года за счет увеличения объемов государственного медицинского страхования, бюджет получит двойной эффект: увеличение налоговых поступлений из частных клиник и зарплат их медперсонала, а также уменьшение бюджетных расходов на лечение, потому что больше людей будут лечиться за счет добровольного страхования.
- Ваши основные видения нововведений на страховом рынке в 2024 году. Какие будут появляться новые виды страховых продуктов?
- Если коротко - отрасль ждет принятие НБУ новых нормативно-правовых актов, большая часть из которых, к сожалению, не будут облегчать условия ведения бизнеса, а также очень большая работа по подготовке нового регулирования по всем направлениям, где будет идти замена обязательного страхования.
Что касается продуктов, то украинские страховщики предлагают широкий выбор, и главное не прекращают выполнять обязательства по выплатам возмещений.
Вряд ли в этом году мы увидим какие-то принципиально новые продукты. Важно, чтобы у населения были средства защищать свои финансовые интересы с помощью тех видов страхования, которые уже предлагает рынок, а государство признавало страхование как один из основных факторов уменьшения рисков.
Комментарии к отзыву
На данный момент нет комментариев. Будьте первым, кто оставит здесь свой комментарий.