Наталия ЛЫСЕНКО, собственник и директор компании «Параграф»:
«Повышение военного сбора сейчас не ко времени: нужно пойти традиционным путем и получить дополнительные поступления в бюджет за счет повышения минимальной заработной платы»
Сергей ФЕЛЕНКО, партнер, адвокат:
«Если военное положение будет отменено в начале января, то до конца этого года все должны будут платить военный сбор в увеличенном виде - то есть по ставке 5%»
1. Н.Л. Считаю, что повышение военного сбора сейчас не ко времени. Альтернативное мнение о повышении ставки НДС также не поддерживаю. Мое мнение как предпринимателя и эксперта: пойти традиционным путем и получить дополнительные поступления в бюджет за счет повышения минимальной заработной платы. Бизнес уже привык к ежегодному поднятию уровня заработной платы, это ожидаемое инфляционное повышение.
Так, можно математически вычислить, что у нас в Украине в настоящее время работающих наемных работников примерно 12 млн (в 2021 году таких было 17,1 млн) и если поднять минимальную заработную плату до уровня 8900-9000 гривен, то чисто бюджет бы получил за счет этого около 60 млрд грн. в год.
2. С.Ф. Надо помнить о двух важных моментах. Во-первых, с 1 октября 2024 года предусмотрено, что уплата военного сбора на этот увеличенный процент возрастает для ФЛП всех групп.
Получается так, если этот закон подпишут, например, в ноябре или декабре, уже эти ФЛП фактически станут должниками с 1 октября по уплате этого вида налога.
Во-вторых, надо понимать, что на все другие доходы физических лиц, в том числе и заработную плату, этот сбор будет увеличиваться именно с даты вступления в силу соответствующего закона. Эти доходы не облагаются увеличенным военным сбором «задним» числом.
Добавлю, что указанным законом не были внесены изменения в пункт 1.7. п. 16-1 подраздела 10 Переходных положений Налогового кодекса. В этом пункте предусмотрены случаи, когда военный сбор не начисляется.
То есть даже военный сбор, который у нас планируется увеличить, не будет применяться к тем объектам доходов, которые не облагались «старым» военным сбором в размере 1,5%.
Я бы не рекомендовал предпринимателям спешить платить этот повышенный сбор за четвертый квартал 2024 года, если закон будет подписан Президентом Украины.
Надо, как по мне, подождать неделю-две, пока Министерство финансов и Государственная налоговая служба не предоставят дополнительных разъяснений относительно указанного закона и уплаты военного сбора. Ведь и последним также понадобится некоторое время, чтобы разобраться в этом.
Впрочем, мы знаем, что Бюджетный кодекс не предусматривает уплату налогов «задним» числом. Также это не соответствует предписаниям нашего основного закона - Конституции Украины, в частности, принципу юридической определенности и предсказуемости закона (ст.8), а также обратности действия законов во времени (ст.58). Поэтому я могу допустить, что в Украине будут судебные споры по этому важному вопросу.
Сначала это явление будет не массовым, а потом, я не исключаю, что это будет довольно частым прецедентом. Думаю, что, например, у Конституционного суда Украины, если дело дойдет до него, будут все рычаги и законодательная база, чтобы признать уплату налогов «задним» числом, включая военный сбор, неконституционными.
3. С.Ф. Из положительного в этом законе можно назвать то, что в его Переходных положениях четко написано, что доходы плательщиков военного сбора, которые были начислены по результатам налоговых периодов до вступления в силу этого Закона, будут облагаться налогом по ставке 1,5%.
Таким образом, если на доходы предыдущих периодов был начислен этот сбор в размере 1,5%, такой ставка и будет.
То есть, если вы провели соответствующие операции по дивидендам, и начислили военный сбор в размере 1,5%, то его перерасчета по новому закону уже не будет.
4. С.Ф. Действительно, этим законом предусмотрено, что начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором было прекращено (отменено) военное положение, ставка этого сбора составит 1,5% от тех объектов налогообложения, которые у нас предусмотрены Налоговым кодексом.
Если военное положение будет отменено в начале января, то до конца этого года все должны будут платить военный сбор в увеличенном виде - то есть по ставке 5%.
Добавлю, что более уточняющих или конкретизирующих положений в нем нет.
Но я допускаю, что возможно этот закон и не подпишут. Может быть принят другой закон, который видоизменит все эти положения.
У нас есть много примеров таких законов, которые были приняты в парламенте, но так и ждут подписи Президента Украины.
Как по мне, можно было бы использовать другую дату прекращения начисления увеличенного военного сбора. Так можно было бы предусмотреть, что прекращение начисления этого налога может быть определено моментом прекращения (отмены) военного положения или предусмотреть, что этот повышенный военный сбор будет действовать до конца месяца, в котором будет прекращено или отменено военное положение.
Это было бы справедливо для всех налогоплательщиков. Например, если этот закон регламентирует взимание «задним» числом налогов, то почему тогда не установить для всех плательщиков именно такую справедливую меру.
5. С.Ф. Мое мнение заключается в том, что, возможно, все это и делается для внедрения экономического бронирования, посмотрим. Последнее возможно и будет: страна должна функционировать, компании и предприятия должны работать.
По вопросу перехода с одного вида отчетности на другой, то отмечу, что наши предприниматели за многие годы работы уже просто привыкли к этому.
Они уже такие закаленные, что этот переход, по моему субъективному мнению, глобально не повлияет на жизнедеятельность бизнеса.
Поэтому, как по мне, не надо это негативно воспринимать.
6. Н. Л. Как по мне, поведение ФЛП по переходу на более привлекательную группу, не будет иметь массового явления.
Повышение 1% военного сбора для 3-й группы плательщиков единого налога негативно повлияет на жизнедеятельность ФЛП.
Это приведет к подорожанию, например, транспортных услуг, ведь у нас очень много перевозчиков работают именно на 3-й группе единого налога. Также станут больше в цене услуги строителей, монтажников, юристов, бухгалтеров и т.д.
ФЛП, работающие на 1-й группе упрощенного налогообложения, - очень мелкие предприниматели, например, работающие на рынках и в сфере бытовых услуг - также больно почувствуют увеличение размера военного сбора.
Подытожу по закрытию ФЛП по причине увеличенного военного сбора. Так, среди тех предпринимателей, кто работает на 1-й группе упрощенного налогообложения, могут закрыться до 30% от их общего количества.
2-я группа ФЛП более состоятельна и возможно «выдержит удар».
Предприниматели, работающие на 3-й группе: трудно спрогнозировать их поведение, однако им, чтобы закрыть пропорционально свои расходы, придется поднять цены на товары и услуги на 5%.
Относительно возможного перехода предпринимателей 3-й группы с упрощенной на общую систему налогообложения: уверена, что такого не произойдет.
Все же упрощенная система имеет множество преимуществ. А общая система имеет очень сложный учет и высокую базу налогообложения.
7. С.Ф. Те выплаты, которые не подлежали налогообложению военным сбором, останутся и в случае действия нового закона об этом повышенном налоге до 5%.
Напомню, что у нас есть четкий перечень доходов, которые не включаются в общий налогооблагаемый доход физических лиц, предусмотренных ст.165 НК Украины. К ним относятся суммы государственных и социальных гарантий, пособий, о которых вы сказали. Это также стипендии, пенсии; доходы, полученные с процентов на государственные ценные бумаги, благотворительная помощь, средства на командировки, суммы страховых возмещений, основная сумма депозитов и тому подобное.
Относительно последнего, то скажу, здесь не надо путать это понятие с процентами по депозитам в банках. Последние, кстати, подлежали и подлежат налогообложению, в том числе и военным сбором.
А вот относительно премий к зарплатам, то на этот вид доходов 5% военный сбор будет распространяться, поскольку они включаются в состав заработной платы, которая в свою очередь, является объектом налогообложения военным сбором.
8. Н.Л. По моему мнению, все всегда считают свои деньги. На компании-члены ЕБА и другие фирмы, которые являются крупными и имеют немало наемных работников с высокой заработной платой, это повлияет больше всего.
Такие фирмы обычно имеют утвержденные бюджеты еще в начале года. Они понимают, что имеют большие расходы на налогообложение и выплаты зарплат, заложенные в такие бюджеты.
Поэтому такое повышение ставки военного сбора должно компенсироваться из какого-то источника. Вряд ли такие компании это будут делать из своей прибыли. И таким образом, скорее всего, люди будут получать меньше доходов.
Владельцы бизнесов останутся, как говорится, в своих бюджетах и расходах и за счет уменьшения чистого дохода, компенсация расходов наемным работникам будет меньше.
А вот малый бизнес является более гибким и иногда более социально ориентированным, потому что имеет большой дефицит работников. И я могу предположить, что малый и средний бизнес будет приспосабливаться к этим изменениям без снижения доходов своим работникам.
Но, безусловно, когда военный сбор уже официально станет 5-процентным, то через определенный небольшой промежуток времени мы будем чувствовать наращивание инфляционных процессов, то есть рост цен на товары и услуги.
9. Н.Л. Рынок труда, на мой взгляд, испытывает уже давно дефицит кадров. Поэтому работодатели будут стараться удерживать таких работников у себя в компаниях.
10. Н.Л. Я бы еще назвала такую деталь: принятие этого закона не добавляет доверия бизнеса к власти. Но мы все сейчас находимся в состоянии войны и должны понимать, что немало средств от взимания всех налогов, включая и военный сбор, напрямую идут на усиление обороноспособности страны и успешное ведение войны.
Наталья АРТЕМЧУК, менеджер налогового и таможенного комитетов Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА):
«Относительно военного сбора: пока нет никаких подсчетов и анализа, каким образом поднятие этого налога повлияет положительно и отрицательно на экономику, жизнедеятельность компаний и наемных работников»
1. ЕБА объединяет в основном крупных налогоплательщиков, однако иногда есть и так называемые малые плательщики - то есть те же ФЛП. Но с небольшими фирмами мы работаем, есть коммуникация с ними, занимаемся помощью малым компаниям находить партнеров для бизнеса и тому подобное.
Относительно налогов. Наша позиция заключается в том, что прежде чем повышать какие-то конкретные налоги, надо, как говорится, разобраться с «теневой» экономикой.
По оценкам научно-исследовательских экономических институтов и специалистов Министерства экономики, «теневой» сектор сейчас составляет до 40%. Это очень высокая цифра.
Та сумма, 400 млрд гривен, которую ищет Минфин, чтобы ее направить на финансирование Вооруженных Сил, находится в «теневом» секторе, в виде неуплаченных в разные бюджеты налогов.
В первую очередь, надо смотреть именно на это, а уже потом решать повышать ли налоги.
Надо обратить внимание на информацию, которая была разоблачена журналистами относительно взяток, которые берут ВСОК и ТЦК за уклонение от мобилизации, какие средства направляют на пенсии так называемым «инвалидам в погонах» (прокуратура, налоговые органы, Бюро экономической безопасности и т.д.).
Это очень значительные части расходов из государственного бюджета.
Поэтому надо было бы посмотреть, стоит ли поднимать в дальнейшем в размерах такие денежные обеспечения этим категориям.
Позиция ЕБА однозначна: не поднимать в размерах налоги, а просто навести порядок в стране.
Относительно налогов вообще: какими бы они ни были и как бы их ни поднимали, это затрагивает именно прозрачный бизнес. Поэтому мы хотим справедливости, чтобы налоги платили в разные бюджеты все.
Относительно военного сбора: мы концентрировали свое внимание на уже принятом законе и отмечу, что пока нет никаких подсчетов и анализа, каким образом поднятие этого налога повлияет положительно и отрицательно на экономику, жизнедеятельность компаний и наемных работников.
2. Введение этого повышенного налога мы считаем несправедливым и его ввели «задним» числом. Закон приняли 10 октября, а в формулировке этого документа сказано, что его действие начинается с «первого числа первого квартала года» (то есть фактически с 1 октября).
Таким образом, если до конца 2024 года Президент Украины подпишет этот закон, то предприниматели должны уплатить этот повышенный военный сбор уже с 1 октября.
Это вызывает и будет вызывать, на мой взгляд, немало очень курьезных ситуаций: кое-кто уже получил свою заработную плату и уволился с места работы. Теперь надо искать этого человека, чтобы его, так скажем, доначислить.
Если среди месяца (а не с первого числа какого-то месяца) Президент Украины подписывает этот закон, то тогда надо каким-то образом разделять заработную плату и начислять что-то с 1,5% («старый» размер военного сбора), что-то - с 5% («новый» размер).
Но у нас начисление заработной платы происходит за каждый месяц и часто в конце месяца работы она предоставляется работнику. Однако в Украине нет почасового или ежедневного, либо еженедельного начисления денег, как это имеет место в развитых странах мира.
Таким образом, редакция закона побуждает к возникновению очень проблемных ситуаций, и они могут вылиться в большие проблемы для компаний. Ведь от налоговых органов еще нет никаких разъяснений.
3. Да, закон намекает, что этот расчет будет проведен в следующих налоговых периодах. Однако относительно дивидендов нет никаких объяснений.
Мы знаем, что дивиденды выплачиваются с большим периодом отставания, за который они начисляются.
К примеру, дивиденды за 2022 и 2023 годы могут выплачиваться в этом году и физическое лицо, которое их получает, будет отчитываться в следующем году и соответственно подавать отчетность. И фактически за доход полученный, когда действовало «старое» законодательство, отчитываться надо будет по «новому» законодательству.
4. У нас никто не обращает внимание на соответствие принципу стабильности налогового законодательства, иногда даже нарушаются статьи Конституции Украины. В данном случае наша Верховная Рада продуцирует законы, как мы видим, довольно активно: если будет возможность сократить сроки применения этих повышенных ставок налогов, включая военный сбор, парламент может принять законопроект, который будет ограничивать действие во времени этих норм.
В данном случае речь идет об уменьшении налогов. И это будет правильное решение, которым будет уменьшена длительная дополнительная нагрузка на бизнес.
5. С одной стороны все эти постоянные изменения создают турбулентность в жизнедеятельности бизнеса. Ведь надо делать перестройки компьютерных систем, переобучение персонала и тому подобное. Понятно, что такое создает дополнительные расходы для наших предпринимателей.
Но мы надеемся, что эта норма связана с будущим принятием закона об экономическом бронировании и ЕБА поддерживает такое предложение. Ведь его отсутствие создает такие позорные явления, как фиктивная инвалидность и фиктивные медицинские комиссии.
Это происходит в то время, когда многие компании теряют своих ведущих специалистов и их нельзя заменить кем-либо. К примеру, технолог производства, которого обучают достаточно долго, и он должен иметь большой практический опыт. Нельзя человека, скажем, после окончания средней школы поставить сразу на должность технолога, и чтобы он эффективно и профессионально работал.
Нельзя немало чисто мужских профессий заменить женскими трудовыми ресурсами, к примеру, монтажники на строительстве, сталевары и тому подобное.
Таким образом, экономическое бронирование должно быть справедливым и перекрыть потоки коррупционных денег, которые у нас сейчас вращаются в среде медицинских комиссий и ТЦК.
6. Относительно последнего, то возможно и то, и другое. Мы свои твердые позиции, что вести бизнес в «тени» становится гораздо привлекательнее, когда растут налоги.
Но мы не видим желания и нацеленности правительства на борьбу именно с «теневым» бизнесом. Да, еще не реформировано Бюро экономической безопасности. Нет никаких изменений в налоговом законодательстве.
Между тем, при наличии политической воли наши контролирующие органы «умеют работать» таким образом, чтобы компании, которые функционируют легально и прозрачно, уходили в «тень».
Как выплачивались у нас заработные платы в конвертах, так они и продолжают выплачиваться и дальше. Как у нас была нелегальная торговля, так она и сохраняется.
Если у нас облагаются определенные доходы, то они автоматически будут продолжать такой путь и в дальнейшем - так что 1,5% военного сбора просто изменится на 5%.
Единственное, что в законе удалось предусмотреть, это сохранение «старого» военного сбора для зарплат военных.
Но очень хотелось, чтобы нас услышали чиновники, ведь кроме военных, которых вообще не стоило бы облагать этим сбором, потому что они и так выполняют тяжелую задачу по сохранению суверенитета Украины за нас всех, есть немало бизнесов, работающих в опасных прифронтовых территориях.
Это Харьков, Кривой Рог, Запорожье, Николаев, Херсон, которые ежедневно страдают от жестких бомбардировок. Бизнесмены часто не могут начать свой рабочий день, потому что тревога раздается почти 24 часа в сутки.
Для таких городов и регионов, на мой взгляд, существует просто варварский подход к повышению военного налога для бизнеса. Для таких территорий должна была бы действовать какое-то льготное условие, для того, чтобы наши предприниматели могли обеспечивать пригодность для жизни на них.
8. Мы провели дополнительное исследование, опрашивали наши компании относительно того, будет ли у них возможность компенсировать этот сбор.
Часть руководства компаний отметили, что они будут пытаться пересматривать каким образом они будут делать такую компенсацию, например, в конце года предоставлять определенные премии своим работникам и даже ежемесячно.
9. Работники, для которых критично получать большой уровень дохода, будут искать новые места работы, где они его будут получать.
Относительно изменения на рынке труда: сейчас есть дефицит на различные высококвалифицированные кадры. И работодатели готовы повышать таким специалистам заработные платы. Единственное - сколько таких специалистов осталось в нашей стране и вообще есть ли они, особенно среди мужского населения.
10. Давайте подытожим: повышение военного сбора происходит на фоне работы немалого количества компаний в «тени», которые не платят налоги. И мы не видим борьбы правительства с этим позорным явлением.
Также об экономическом бронировании: ключевые специалисты должны оставаться на предприятиях, особенно стратегических, столько, сколько это будет необходимо.
Алексей КУЩ, экономический и финансовый эксперт:
«На некоторые социально значимые товары нужно устанавливать льготные ставки НДС, например, не 20%, как сейчас, а 5%. На жилищно-коммунальные услуги можно было бы вообще установить 0% ставку»
1. Как по мне, то это было одно из худших решений в области бюджетно-фискальной консолидации. Фактически это увеличение фискального давления на труд.
В условиях войны бизнесу трудно обеспечивать сохранение рабочих мест и выплачивать заработную плату и обычно государство может в некоторых случаях стимулировать с помощью льгот, например, на территориях, приближенных к линии фронта.
А сейчас это будет ощутимый удар по предпринимательству. Кроме того, такое будет побуждать к тому, что будет сокращение внутреннего платежеспособного спроса населения.
А это, в свою очередь, наоборот негативно отразится на налогах, которые собирает государство, и прежде всего, такое касается НДС на импортные товары. Оставить военный сбор на уровне 1,5%, как предлагают некоторые специалисты, а увеличить до 22% НДС, также ни к чему хорошему не приведет.
Потому что увеличенный НДС привел бы к тому, что резко падал платежеспособный спрос наших людей. Понятно, что в этом случае также росли бы и цены. А последние сейчас и так находятся на очень высоком уровне.
Нам надо делать следующее: на некоторые социально значимые товары (хлеб, масло, яйца) устанавливать льготные ставки НДС, например, не 20%, как сейчас, а 5%. На жилищно-коммунальные услуги можно было бы вообще установить 0% ставку НДС.
Как известно, увеличенный НДС прежде всего бьет по обычным покупателям, потому что они его платят, покупая товары в супермаркетах.
Поэтому это два очень токсичных варианта – и увеличение военного сбора, и увеличение ставки НДС.
Что нужно было делать: вводить прогрессивную ставку налогообложения, хотя бы двухступенчатую. Базовая ставка - 18% у так скажем, не очень богатых физических лиц. Вторая - 25% для людей с высокими доходами.
Можно, по-моему, вводить новые виды налогов. К примеру, у нас сейчас есть ограничение максимального начисления ЕСВ - 15 минимальных заработных плат. И ввести не прогрессивную, а регрессивную ставку. К примеру, 15 минимальных зарплат будет являться базовой ставкой. А, например, более 15 минимальных заработных -10%. И следует назвать такое, например, налогом социальной солидарности.
Также нужны налоги на крупное недвижимое имущество (дома, коттеджи, квартиры), предметы роскоши (например, яхты). Однако на этом мы бы не собрали большие деньги - максимум несколько миллиардов гривен.
Но для общества это был бы очень весомый социальный маяк: справедливость.
Что касается НДС, то думаю, его можно было бы повысить на лакшери товары, а также на товары, не являющиеся предметом первой необходимости (дорогие смартфоны, айфоны, автомобили, ценные изделия и т.п.).
2. Я думаю, что такой путаницы не должно быть вообще. А происходящие в середине года налоговые изменения - это тоже своеобразный нонсенс. И все налоговые изменения должны быть приняты заранее, чтобы сформировать бюджет на следующий год и по этому документу спокойно работать.
Таким образом, «задним» числом вводить новые изменения в налоги нельзя. То есть если, условно говоря, Президент Украины подпишет этот закон, например, 31 декабря 2024 года, то и физические лица, и бизнес будут платить повышенный военный сбор с 1 октября, то есть за целый квартал именно «задним» числом. Кстати, это запрещено Бюджетным кодексом.
3. Если годовые дивиденды, то уже платить нужно будет, как говорится, по новой.
4. У нас вообще, по-моему, была технологическая ошибка, которая заключалась в привязывании этого закона к военному положению. У нас военное положение вводится на квартал, и это таким образом очень сложно.
Лучше было бы вводить его в определенные календарные годы с так называемой пролонгацией. К примеру, вводится действие новых повышенных налогов с 4 квартала 2024 года и на весь 2025 год.
Но и к тому же нет никакой проблемы, принять закон, который отменит эти налоги и т.д.
5. Я честно говоря не понимаю, как это поможет экономическому бронированию, ведь в налоговых органах есть вся информация. У каждого физического лица есть индивидуальный налоговый номер, по нему можно просто отследить, какие доходы получал человек и какие они платили налоги.
Просто я понимаю, что существуют определенные ограничения по раскрытию персональных данных. Но если будет введено экономическое бронирование и человек захочет участвовать в нем, физическое лицо может разрешить обрабатывать свои персональные данные.
И тогда фактически никакой отчетности не придется ждать, а будет все видно, сколько налогов было уплачено определенным физическим лицом.
А вообще перевод на ежемесячную отчетность связан с жестким контролем государства по уплате налогов.
Однако я крайне отрицательно отношусь к этому решению, потому что оно увеличивает нагрузку на бизнес: кроме того, что предприятия платят кучу налогов, они еще и выполняют не свойственные им функции.
К примеру, мобилизация. Это не функция бизнеса: раздавать повестки, привозить наемных работников в ТЦК и т.д. Это должны делать соответствующие государственные сервисы.
Поэтому сейчас многие предприниматели-собственники фирм вынуждены брать в свой штат отдельного человека, который должен вести военный учет работников. Бухгалтеры и начальники отделов кадров уже просто не справляются с потоком огромного количества документов, которые нужно заполнить, оформить и т.д.
А при переходе на ежемесячную отчетность этой работы значительно прибавилось.
6. Я думаю, что ФЛПы не будут переходить массово с одной группы на другую, потому что, например, 3 группа, наиболее пострадавшая от нововведений, более привязана к лимитам оборотов средств. То есть они не будут переходить на другие группы, потому что их не будут устраивать лимиты.
Но может быть уменьшение официального оборота средств для того, чтобы платить меньше средств по налогам. К примеру, ранее фирма пропускала через себя, как говорится, 5 млн гривен на месяц, а будет 4,5 млн грн. Сколько ФЛП пойдет в тень, сказать трудно, но я думаю, что не больше десятой части всех. То есть не так массово, поэтому сейчас будет происходить не столь существенный рост налога, и он пока не критический.
7. Любые другие доходы: человек зарабатывает, ему бросают деньги. С них будут брать 5% в рамках действия военного сбора.
8. ЕБА правильно расставила акценты и проблемы, но я считаю, что таких компаний будет значительно больше - 75% и выше.
9. Это увеличит теневой рынок труда. Такое больше повлияет на уменьшение платежеспособного спроса населения.
Виталий ШАПРАН, председатель комиссии по банковскому анализу УТФА, член Совета НБУ (2019-2021 гг)
«Я не поддерживаю идею повышения налогов: сейчас в НБУ находится 394 млрд грн банковских средств, 300-350 млрд безболезненно банки могли отправить в ОВГЗ и профинансировать дефицит»
1. Я не поддерживаю именно идею повышения налогов, поскольку в системе был и остается избыток ликвидности. Сейчас в ГС НБУ находится 394 млрд грн банковских средств, 300-350 млрд безболезненно банки могли отправить в ОВГЗ и профинансировать дефицит.
Но для этого нужно провести реформу рынка ОВГЗ. Также нужно провести репрофайлинг (замену) ОВГЗ в портфеле НБУ на ОВГЗ с рыночной ставкой, это высвободит 40-50 млрд грн средств дополнительно. Потому вообще никакой острой необходимости повышать налоги не было и нет. Вместо этого требуется комплекс мер по упорядочению системы государственных финансов.
2. Любые требования увольнять людей, требовать качества правовых действий и платить налоги задним числом – это грубое нарушение Конституции Украины. Украине не нужен хаос в системе государственных финансов его хватает на фронте.
Налогоплательщики должны четко знать, что их ожидает и не иметь сюрпризов в середине года. Бизнес и государственные компании планируют бюджет в ноябре-декабре 2024 года на 2025 год, государство должно уведомить их о ожидании в 2025 году и обойтись без налоговых сюрпризов.
5. Если доход выплачивается раз в месяц, то и отчетность должна быть раз в месяц. Конечно, это повысит расходы на администрирование и прибавит работы бухгалтерам. Поэтому государству стоило бы эти осложнения компенсировать уменьшением количества налогов. Мы могли бы объединить ВС и НДФЛ, а уже внутри установить бюджетное правило сколько перечислять с НДФЛ военным.
Таким образом, уменьшилось бы количество отчетности и вероятных ошибок при расчетах. Сейчас немного смысла в разделенных ВЗ и НДФЛ.
6. Думаю, что ФЛПы эти изменения мало волнуют разве что в сфере торговли. А вот рост з/п в конвертах будет достаточно значительным, это очевидный тренд заданный авторами 11416-д.
8. Повышение налогов равно уменьшению доходов граждан, причем если бизнес имеет возможность уклониться от этого процесса, то бюджетная сфера не имеет никаких шансов. Я допускаю, что с поправкой на инфляцию половина компаний может повысить своим работникам номинальную зарплату, но реальные доходы упадут точно, а это ударит по потреблению.
Вот поэтому инициативы Президента Украины по выплате 1000 грн всем гражданам и доплат учителям по 1000 грн являются своевременными. Экономику нужно оживлять, а не убивать ее, уменьшением доходов граждан.
Комментарии к отзыву
На данный момент нет комментариев. Будьте первым, кто оставит здесь свой комментарий.