С середины 2023 года динамика кредитного портфеля вышла в положительную зону
- Прошедший год банки закончили с неплохими показателями капитализации, чистой прибыли и ликвидности. Ваши общие оценки деятельности этих финансовых учреждений в 2023 году. Каким образом Вы можете оценить шаги Нацбанка Украины как регулятора в 2023 году? Что им было сделано правильно, а что нет?
- Что касается общих итогов деятельности банков в 2023 году, они несомненно положительные. Банковский сектор прибыльный, устойчивый и ликвидный. Несмотря на все вызовы военного времени, банки обеспечивают бесперебойное и полноценное обслуживание клиентов.
Все действующие банки выполняют нормативы достаточности капитала, при этом большинству из них удалось улучшить эти показатели в течение года. Так, усредненное значение норматива Н2 (достаточности регулятивного капитала) с 19,7% на начало года увеличилось до 25,4% на 1 декабря (должно быть не менее 10%).
Еще один заслуживающий внимания итог заключается в том, что ориентировочно с середины этого года динамика кредитного портфеля банков вышла в положительную зону, то есть темпы выдачи новых кредитов превышают темпы погашения и списания ранее выданных.
Это касается и портфеля кредитов бизнеса, с 1 июля по 1 декабря 2023 года он прибавил 24,7 млрд грн (+3,4%), а портфель гривневых кредитов населению за это же время вырос на 17,9 млрд грн (+9,1%). Конечно, из-за войны в Украине сохраняется высокий уровень рисков и неопределенности, что сдерживает кредитные аппетиты банков, но в целом разворот кредитного тренда дает основания для оптимизма.
Лучшую оценку работе Национального банка Украины сейчас дало британское финансовое издание The Banker, которое признало Андрея Пышного ЦентроБанкиром года 2024-го. В основе такой оценки - успех в сохранении финансовой стабильности и стимулировании экономического роста в чрезвычайно сложных условиях.
С учетом общего результата, я бы не оценивал правильность отдельных шагов регулятора на пути к нему. Монетарную политику следует оценивать не кусочками, а системно, и она привела к очевидным положительным результатам.
В конце концов, инфляция замедлилась до 5% с более 26% год назад, что позволило перейти к смягчению монетарной политики, а рост ВВП превышает большинство прогнозов. Отмечу также либерализацию валютного регулирования - НБУ в октябре отказался от фиксации курса гривны к доллару США и постепенно смягчает валютные ограничения.
При этом валютный рынок остается сбалансированным (с учетом активного присутствия на нем НБУ), а международные резервы - на высоком уровне.
Кредитные ставки не могут уменьшаться одномоментно и пропорционально учетной ставке
- В 2023 году несколько раз подряд Нацбанк Украины снижал учетную ставку. Почему банки не особо спешили со снижением кредитных ставок?
- С тех пор как НБУ начал снижать учетную ставку, банки также снижали процентные ставки по кредитам как для бизнеса, так и для населения. Однако не следует ожидать, что кредитные ставки банков будут меняться одномоментно и пропорционально учетной ставке, ведь на них влияет много других факторов.
Так, изменение учетной ставки влияет на стоимость привлеченных банками средств (депозитов), которые используются для кредитования, и не влияет на другие составляющие себестоимости кредитов - риск и административные расходы банков.
Кроме того, процентные ставки по депозитам не привязываются напрямую к учетной ставке, а изменяются в соответствии с рыночными условиями, на которые учетная ставка влияет опосредованно. Ресурсная база банков формируется из средств разной срочности, привлеченными по разным ставкам, изменение усредненной стоимости ресурсов происходит постепенно и с инерцией.
Следует также учесть, что кроме учетной ставки регулятор использует и другие монетарные инструменты, в частности нормы обязательного резервирования средств на корреспондентских счетах банков в НБУ и правила формирования таких резервов.
Эти требования тоже влияют на стоимость привлеченных банками средств. В последнее время политика Нацбанка Украины в части обязательных резервов была направлена на стимулирование банков к привлечению именно срочных депозитов и увеличение конкуренции за них.
Благодаря этой политике процентные ставки по срочным вкладам населения почти не изменились с начала снижения учетной ставки НБУ, и это уменьшает влияние снижения учетной ставки на ставки по кредитам.
Еще один момент, который стоит отметить - значительная часть кредитования бизнеса в последнее время происходит в рамках программы «Доступные кредиты 5-7-9%». Размеры ставок в рамках программы фактически регулируются ее условиями и не реагируют на изменение учетной ставки так же как ставки по «обычным» кредитам.
В военных условиях почти не каждый кредит может стать проблемным
- Почему вообще так вяло банки кредитовали в 2023 году население и бизнес, например, эксперты оценивают, что 60% всех кредитов для предпринимателей было предоставлено именно потому, что финучреждения активно участвовали в программе «Доступные кредиты 5-7-9%»?
- Не могу полностью согласиться с этим утверждением. Если учитывать динамику кредитования за последние полгода, то рост его темпов очевиден: +3,4% в сегменте кредитов юридическим лицам, +9,1% в сегменте гривневых кредитов домохозяйствам. В условиях военного времени и экономики, объем которой до сих пор составляет лишь три четверти довоенного уровня - это вполне мощный результат.
За пределами программ поддержки кредитование действительно ограничено, что обусловлено высокими рисками и все еще не очень благоприятными монетарными условиями.
Объясню немного подробнее. Война, которую рф ведет в Украине, не закончилась, и уровень неопределенности остается высоким. Значительная часть трудоспособного населения - в силах обороны. Имущество в залоге или производственные мощности могут быть уничтожены в результате очередного обстрела.
Кроме того, действуют законодательные ограничения прав банков в отношении определенных категорий заемщиков, и иногда вводятся новые. В таких условиях чуть ли не любой кредит может стать проблемным, и банки должны осторожно относиться к таким рискам. Не забывайте, что банки кредитуют за счет средств вкладчиков и обязаны прилагать все усилия для их сохранения.
Сокращение объема экономической активности, которое стало следствием полномасштабного вторжения, также негативно повлияло и на спрос заемщиков на кредиты. Было бы иллюзией считать, что экономика может потребить столько кредитов, сколько ей можно предоставить.
Если миллионы сограждан за границей, и если часть предприятий находится в оккупации или уничтожена - не стоит ожидать такой же спрос на кредиты, который был до полномасштабного вторжения.
Кроме того, процесс снижения рыночных процентных ставок требует времени, и на данный момент их уровень является слишком высоким для комфортного кредитования на средние и длинные сроки. Спроса на долгосрочные кредиты по ставкам 20 и более процентов годовых почти нет.
Как следствие, ипотека для населения и инвестиционное кредитование бизнеса пока могут существовать только в рамках программ поддержки, которые позволяют кредитоваться по льготным ставкам.
Впрочем, в целом тенденции в кредитовании положительные - кредитные портфели банков развернулись к росту, и они ожидают дальнейшего наращивания объемов кредитования бизнеса и населения. По мере экономического восстановления и снижения процентных ставок такие тренды будут усиливаться.
Стабилизация проблемных кредитов достигнута, однако это не означает, что проблема решена
- Какова доля NLP-кредитов (проблемных займов) украинских банков в 2023 году? Какие прогнозы по этому показателю Вы можете предоставить на 2024 год?
- По состоянию на 1 августа 2023 года, уровень неработающих кредитов в портфелях украинских банков достиг максимального с начала полномасштабной войны значения в 45,4%, и с тех пор имеет тенденцию к незначительному снижению. На 1 декабря NPL составляет 44,1% кредитного портфеля.
По моему мнению, такая тенденция будет сохраняться в дальнейшем. В основном NPL состоят из «довоенных» кредитов, а качество кредитов «военного времени» существенно выше, ведь они выдавались уже с учетом рисков, вызванных войной.
Кроме того, НБУ проводил в 2023 году оценку устойчивости ТОП-20 банков по объему активов (около 90% активов банковской системы), и, по ее итогам, отметил адекватность оценки банками качества кредитов. Это означает, что ожидать заметного роста объемов неработающих кредитов не стоит. С учетом активизации кредитования со второй половины 2023 года, доля NPL вероятно постепенно будет сокращаться.
Вместе с тем, стабилизация уровня NPL не означает, что проблема решена. 44% совокупного портфеля - это огромный объем, который «съедает» капитал банков, усиливает восприятие ими рисков и ограничивает аппетиты к новому кредитованию.
Кроме того, по крайней мере часть этих неработающих кредитов фактически заморожена из-за временных ограничений, установленных для банков на период военного времени, а также из-за недостаточной эффективности механизмов реализации прав кредиторов. И это именно в то время, когда банковское кредитование должно было бы стать мощным спутником экономического восстановления страны.
Уменьшение присутствия государства на банковском рынке остается стратегической целью
- В Украине достаточно большая доля государственных банков. Было ли это проблемой или наоборот является положительным фактом именно в период военного времени? Будет ли уменьшаться эта доля, по Вашему мнению, в 2024 году?
- Еще до полномасштабного вторжения государство контролировало около половины активов банковской системы и ставило целью уменьшить свою долю на рынке. Достичь этой цели не удалось, а уже во время большой войны в портфель банковских активов государства вошел национализированный Сенс Банк.
В целом доминирование государства на банковском рынке не является нормальной ситуацией в рыночных экономиках. Негатив такого доминирования из-за искаженных условий конкуренции и рисков, связанных со спецификой государства как собственника, как правило, преобладает позитив в виде расширенных возможностей реализации государственной политики по финансированию приоритетных секторов и финансовой инклюзии.
Впрочем, война тоже не является нормальной ситуацией. И большая готовность банков государственного сектора к кредитованию в таких условиях сыграла свою положительную роль для нашей экономики.
Вместе с тем, уменьшение присутствия государства на банковском рынке остается стратегической целью для Украины. Реализовать ее в нынешних условиях вряд ли возможно, однако рано или поздно нам необходимо будет вернуться к этому вопросу.
Имеем положительную тенденцию к увеличению доли срочных вкладов
- Как Вы оцениваете депозитные программы банков для физических лиц? Были ли они в 2023 году выгодными для их клиентов? Какой прогноз по депозитным ставкам по различным видам вкладов в наших банках вы можете предоставить на 2024 год?
- В условиях войны и неопределенности доступность собственных средств очевидно более весома для клиентов банков по сравнению с доходностью. Несмотря на это, за 11 месяцев 2023 года наблюдалось увеличение доли срочных депозитов в общем объеме привлеченных банками средств - с 31,9% до 36,7% в сегменте домохозяйств и с 22,5% до 30,7% в сегменте нефинансовых корпораций. Такие тенденции свидетельствуют о привлекательности депозитных программ банков для клиентов.
Также замечу, что благодаря быстрому снижению инфляции в течение года и политике НБУ по стимулированию конкуренции между банками за срочные депозиты, доходность гривневых срочных депозитов в банках сегодня превышает уровень инфляции.
Для сравнения, индекс потребительских цен в ноябре 2023 года в годовом измерении составил 5,1%, индекс доходности вкладов населения UIRD (3 месяца) в этом же месяце в среднем был близок к 14% годовых, а по состоянию на 3 января 2024 года составляет 13,84% годовых. В течение 2024 года можно ожидать умеренного снижения процентных ставок по депозитам.
О рисках для иностранных учреждений и бизнес-модели
- Каким образом Вы оцениваете работу банков с иностранным капиталом в Украине? Могут ли при определенных обстоятельствах военного времени они свернуть свою деятельность в нашем государстве?
- Банки с иностранным капиталом имеют в целом более высокие показатели достаточности капитала по сравнению с другими банками, и ведут прибыльную деятельность. Как правило, эти банки осторожнее относятся к рискам, что обычно обусловлено консервативной политикой материнских структур.
Могут ли отдельные международные банковские группы свернуть деятельность дочерних банков в Украине? Думаю, в этом нет смысла. Выйти с украинского рынка путем продажи банка в условиях войны очень сложно, если вообще возможно. Просто «закрыться» с потерей инвестиций - тоже вряд ли целесообразно.
- Многие эксперты считают, что главным вызовом для банковской системы в 2024 году, будет создание банками бизнес-моделей их деятельности. Что Вы можете сказать по этому поводу?
- Не думаю, что речь идет о создании бизнес-моделей. У многих банков они давно уже устоявшиеся: кто-то имеет универсальную модель, кто-то больше ориентируется на экспортно-импортную деятельность, кто-то - на розничный бизнес.
Скорее речь идет об адаптации бизнес-моделей к изменениям рыночной среды на фоне динамичного развития законодательства и регуляторных требований, соблюдение которых требует постоянных инвестиций.
Правда в том, что в процессе евроинтеграции ландшафт рынка будет претерпевать ощутимые изменения, а требования к операционной и общей эффективности банков будут расти, - это действительно вызов. Также, безусловно, банки учитывают в своих стратегиях рыночные особенности военного времени.
Особое внимание стоит уделить изменениям в сфере банковского финансирования
- Что будет качественного нового, по Вашему мнению, в деятельности банков в 2024 году? Какие новые нормативно-правовые акты следует принять в следующем году для улучшения деятельности банков и защиты их клиентов?
- Банки в Украине уже давно действуют в условиях постоянных изменений в законодательстве и регулировании. Если не вдаваться в детали, «новинки» внедряются в управлении капиталом и рисками, финансовом мониторинге, корпоративном управлении и других аспектах работы банков.
По моему мнению, особое внимание стоит уделить изменениям в сфере банковского финансирования, учитывая ее общеэкономическую важность.
О положительной динамике в кредитовании я уже упоминал ранее. Вместе с тем, потребности экономики в привлечении финансирования для восстановления и развития в ближайшие годы огромны.
Темпы сегодняшнего роста банковского кредитования совсем неплохие, учитывая риски и различные обстоятельства, но они не будут достаточными для полноценной реализации потребностей в финансировании.
Кроме того, возможности наращивания государственной поддержки, которая до сих пор была драйвером кредитования, исчерпываются, а политика поддержки требует пересмотра с учетом реалий и долгосрочных целей государства.
В этом контексте стоит обратить внимание на принципы устойчивого развития, или ESG-принципы (Environmental, Social, Governance - окружающая среда, социальная сфера, корпоративное управление). В этом году начинается их системное внедрение в банковском секторе и в сфере государственной поддержки.
ESG также в фокусе внимания международных финансовых партнеров, которые реализуют в Украине собственные программы финансирования и технической помощи. Это означает, что доступ бизнеса к деньгам все больше будет зависеть от его готовности придерживаться указанных принципов в своей деятельности.
Отдельно следует упомянуть сферу агрокредитования. В этом году произошло знаменательное событие - второй этап открытия рынка сельскохозяйственных земель. Право покупать такие земли, которые ранее находились под мораторием, получили юридические лица.
Это радикально увеличивает возможности агросектора в привлечении инвестиций и долгового финансирования и потенциально является чрезвычайно мощным драйвером долгосрочного экономического роста.
Реализовать этот потенциал будут помогать новые инфраструктурные и финансовые инструменты, которые планируется ввести в ближайшее время - Государственный аграрный реестр (или ДАР), электронные аграрные расписки (законопроект ожидает рассмотрения в Верховной Раде Украины во втором чтении), Фонд частичного гарантирования кредитов в сельском хозяйстве.
Комментарии к отзыву
На данный момент нет комментариев. Будьте первым, кто оставит здесь свой комментарий.