Вчера, 3 ноября, Верховная Рада во втором чтении утвердила законопроект №7655 от 10.08.2022, которым предусматривается существенное увеличение налогов для пунктов обмена валют.
Придется платить налоги
Если Закон подпишет Президент, то, со слов нардепа Ярослава Железняка, уже с начала следующего 2023 г. каждый обменный пункт должен уплатить авансовый взнос:
- 3 минимальные зарплаты – если пункт обмена в населенном пункте, численность которого превышает 50 тыс. жителей;
- 1 минимальная зарплата в населенном пункте, численность которого меньше 50 тыс. жителей.
Как известно, с 1 октября размер минимальной зарплаты составляет 6700 грн. То есть, обменникам в больших населенных пунктах (пока таких большинство) придется платить более 20 тыс грн ежемесячно.
В пояснительной записке авторы этой законодательной инициативы констатировали крайне низкую налоговую нагрузку на обменный бизнес.
«По оценкам Нацбанка, налог на прибыль предприятий за 2021 год, уплаченный небанковскими финансовыми учреждениями, осуществляющими торговлю валютными ценностями в наличной форме составил около 7 млн грн в год на весь рынок», – говорится в разъяснении с примечанием, что на один обменный пункт приходилось всего 145 грн в месяц.
Правда, не совсем понятно, почему парламентарии в данном случае оперируют данными НБУ, а не налоговой службы. Такие символические налоги, действительно, выглядят странно на фоне гигантских официальных оборотов обменников.
Сколько зарабатывают обменники
Дело в том, что именно через небанковские обменники только официально проходят две трети легального обращения наличной инвалюты. То есть, вдвое больше, чем через кассы банковских отделений. Например, за сентябрь, по данным НБУ, через обменники прошло более $1 млрд – примерно столько было куплено, а потом продано наличной валюты!
По данным НБУ, средний спред/маржа между покупкой и продажей в целом по рынку составила около 20 копеек. Поэтому можно грубо прикинуть, что только на марже обменники заработали около $5 млн!
По состоянию на конец 2021 г. в Украине насчитывалось около 4 тыс официальных обменных пунктов. Более актуальной статистики нет. Очевидно, что сейчас их меньше, хотя бы из-за оккупации части территории. То есть, заработок на единицу в среднем составлял $1250, или 50 тыс грн. по рыночному (наличному) курсу.
Если из этого дохода отнять налог, останется около 30 тыс. грн. За них нужно профинансировать расходы как минимум на аренду помещения, зарплату кассира (пусть по 10 тыс. грн), охрану и т.д. Но, вероятно, хватит, еще и останется какая-то прибыль.
Но нельзя забывать, что это среднестатистический обменник, которого на практике может вообще не существовать. В действительности есть «жирные» оптовые точки и совсем мелкие, к примеру, в спальных районах или глубинке.
Часть обменников закроется
Но правда и то, что далеко не вся валюта проходит через обменники официально. Не исключено, что большинство идет мимо кассы и не учитывается.
На это указывают многие признаки. Нередко кассирши в обменниках не выдают чек, пока не попросишь. Как минимум, несколько месяцев после начала войны обменники работали нелегально, потому что сначала они продавали валюту, несмотря на запрет НБУ, а затем не соблюдали ограничения по курсу продажи.
Этот факт почти прямым текстом отмечается в пояснительной записке: «Существующая система налогообложения закладывает ложную мотивацию для небанковских финучреждений по сокрытию реальных объемов валютно-обменных операций. Принятие закона будет способствовать уменьшению теневой составляющей ебанковского сегмента наличного валютного рынка».
Если учесть все эти моменты, то вряд ли повышение налогов станет для данного бизнеса неподъемным бременем. Конечно, скорее всего придется закрыть совсем непопулярные обменники. Но это вряд ли скажется на рынке.
В спальных районах столицы есть жилые комплексы, где работает по несколько обменников. Когда работали вывески, было интересно наблюдать как кассирша обменника открытого позже и в менее выгодном месте, регулярно курсировала за несколько дясятков метров, чтобы посмотреть курсы конкурентов и выставить немного выгоднее. По-видимому, повышение налогов оставит в таких случаях только один обменник.
Обменники и Нацбанк
Интересны "военные" взаимоотношения обменников с НБУ, который является их регулятором.
В первые месяцы войны обменники открыто нарушали регуляцию Нацбанка, который сознательно или нет, но полностью игнорировал эти нарушения. Вроде бы, он и не регулятор этого сегмента вовсе. Дошло даже до того, что в мае Юрий Гелетий, заместитель главы НБУ назвал обменники «нелегальными».
Но уже в конце июля Нацбанк не на шутку взялся за этот сегмент рынка. Сначала был пресловутый запрет демонстрации курсов на вывесках/табло.
Тогда на удивление эту регуляцию выполнили все игроки рынка.
Одновременно регулятор ужесточил требования к помещениям небанковских учреждений, в частности, предусмотрев обязательное:
- их обустройство охранными системами видеонаблюдения;
- применение охраны, технической и физической, в зависимости от объемов наличных денег, с которым работает учреждение;
- оборудование рабочего места кассира в зависимости от объемов наличных денег или кассовыми машинами, или конструктивными элементами отградочных конструкций;
- хранение ценностей в хранилище или сейфе, используемом как хранилище.
В начале августа НБУ аннулировал лицензии на торговлю валютными ценностями 4 небанковским финучреждениям, работавшим через 600 обменников, контролируя 15% наличного валютного рынка.
Кстати, Постановление НБУ №166 от 29 июля, содержащее выше указанные нормы, вступило в силу только на текущей неделе – с 1 ноября.
Комментарии к отзыву
На данный момент нет комментариев. Будьте первым, кто оставит здесь свой комментарий.