Стратегические ошибки и тактические успехи НБУ
- Ваше мнение о работе Нацбанка Украины в 2023 году. Совершал ли он больше правильных действий или наоборот было немало проблемных моментов и нерешенных вопросов?
- Нацбанк Украины, можно сказать, что стратегически ошибался, но тактически совершал правильные решения. Итак какие были ошибки, то есть в стратегии регулятора, на мой взгляд.
Таргетирование инфляции находилось выше реального показателя. Учетная ставка должна сейчас быть как минимум 10%, а не 15%, как мы имеем сейчас. Имеем большой разрыв между учетной ставкой и уровнем инфляции.
Кроме того, Нацбанк Украины, снижая учетную ставку, оставил очень высокую ставку по депозитным сертификатам. Так, если первый показатель сейчас равен 15%, то второй - 19%. А доходы по депозитным сертификатам должны быть наоборот ниже учетной ставки. Так сегодня эти сертификаты должны иметь ставку не выше показателя 13%.
Это нивелирует положительный процесс снижения учетной ставки, так как банки и в дальнейшем с выгодой для себя вкладываются в эти депозитные сертификаты. Видим разбалансировку монетарной трансмиссии и ее аномальный характер.
Что касается тактических позитивов, то регулятор правильно проводил снятие валютных ограничений, держал стабильность банковской системы, правильно действовал по увеличению нормы резервирования банками средств. Последнее и формирует стабильность банковской системы. Я об этом говорил еще в самом начале проведения полномасштабной войны.
Везде были прибыли для банков
- Первым вызовом для банковской системы в 2023 и 2024 годах будет принятие законопроекта по уплате банками 50% от сверхприбылей и 25% с прибыли в 2024 году? Согласны ли вы по этому поводу с инициаторами этого закона? С какими вызовами в связи с этим столкнутся банки, финсистема и обычные потребители банковских услуг? Как это повлияет в целом на ценообразование не только банковских услуг, но и на товарных рынках?
- Что касается товарных рынков, то на них действие закона не повлияет никаким образом. Очень правильно, что Президент Украины подписал этот закон, потому что банки получили по итогам первого полугодия 2023 года 110 млрд гривен прибыли, а по итогам года этот показатель будет равен 130 млрд гривен. Если в любом сегменте экономики появятся такие большие прибыли или сверхприбыли, их надо облагать налогом по повышенной ставке.
Ведь банки стали получать такие средства исключительно за счет государства. В 2023 году у финансовых учреждений увеличились так называемые процентные доходы в 1,5 раза и именно за счет того, что банки вкладывали средства в депозитные сертификаты. Также вкладывали средства в ОВГЗ и получали доход в 15-17%.
И наконец банки получали доходы, активно участвуя в рамках государственной программы «Доступные кредиты: 5-7-9%». Отмечу, что к ней присоединились многие банки.
То есть банки предоставляют предприятиям и предпринимателям кредиты, а государство компенсирует довольно значительную часть процентов. Таким образом, банки получали значительные прибыли за счет вложения в депозитные сертификаты и ОВГЗ, или за счет участия в доступном кредитовании.
То, что руководители банков сейчас говорят, что установление высоких процентов по их прибылям и сверхприбылям приведет к росту банковских комиссий для своих клиентов, является в определенной степени манипуляцией. Объясню почему. 60% банковской системы сейчас является государственной. Государственные учреждения точно не будут повышать комиссии для клиентов. Пусть частные учреждения попытаются повысить показатели такой комиссии - к ним не пойдут клиенты.
Об инфляции и депозитной политике
- Какой будет инфляция в следующем году, принимая во внимание все факторы, которые были присущи финансовому рынку, в 2023 году?
- Если брать среднегодовую инфляцию в 2023 году, то она будет на уровне 12-13%. Таким образом, я думаю, что в следующем году этот показатель будет на 2% ниже. Вообще можно брать инфляционный коридор от 10 до 15%.
Самая большая составляющая инфляции - это так называемая немонетарная инфляция. Она очень опосредованно связана с политикой Нацбанка Украины. Я думаю, что основным образом инфляция будет зависеть от стоимости горючего и топлива в ту или иную сторону, или от стоимости необработанных продуктов питания (цены на зерно).
Инфляция может быть административная, которая происходит из-за роста тарифов, или из-за роста цен на необработанные продукты питания.
Учетная ставка Нацбанка Украины, который ее несколько раз снижал в этом году, на инфляцию влияет очень незначительно и опосредованно. У нас тем более сейчас не классическая инфляция спроса, когда экономика разогрелась и ее надо каким-то образом охлаждать. У нас такого нет, как мы видим. Плюс нет большого спроса на кредиты.
У нас цены растут из-за роста стоимости производства и услуг, например, из-за логистики, увеличения цен на топливо. Растет, разумеется, инфляция из-за военных рисков.
- Что можно сказать о депозитной политике банков в 2023 году? Эффективно ли для банков и их клиентов изменялись ставки по вкладам?
- Нацбанк Украины признал ошибкой, что высокая учетная ставка будет способствовать росту количества срочных депозитов. Его руководители до того считали, что средства населения «До востребования» постепенно будут перетекать на срочные депозиты. Этого массово не произошло. Действительно, часть средств вкладчиков таки стали переводить на срочные гривневые депозиты, но их количество было незначительным. Таким образом, в общей ресурсной базе банков, которые они привлекают от населения, как было 60% средств «До востребования», так они такими и остались.
Таким образом был сделан вывод, что уровень реагирования банков на увеличение процентных ставок по этой причине был довольно небольшим. Например, если регулятор увеличил учетную ставку на 3%, то банки на это реагировали повышением ставок по вкладам не более чем на 1%. Таким образом, Нацбанк это все понял и с лета начал процесс снижения учетной ставки.
Но у нас не было и нет новых продуктов для военных. А надо сказать, что эта категория населения получает до 800 млрд грн в виде заработных плат. Банки не разработали ничего в контексте привлечения, условно говоря военные депозиты, военные фонды доверительного управления. Эти средства можно было бы также вкладывать в депозитные сертификаты. Потому что военный, который является физическим лицом, сам не может купить депозитный сертификат.
Банк может создать доверительный фонд и первым мог бы брать минимальную маржу 1% как посредник. Военные таким образом в этих доверительных фондах могли бы накапливать свои деньги. Это было бы интересным средством вложения военными своих денег и защитило бы их средства от инфляции.
Кому работается легче и о западных инвестициях
- Каким банкам сейчас в Украине работается легче: государственным, частным или с определенной долей иностранных капиталов? Или такого распределения в смысле формы собственности вообще нет?
-Я думаю, что тяжелее всего работается небольшим финучреждениям. Там больше рисков, менее разветвленные сети. Они не могут предоставлять широкий спектр продуктов.
- Будет ли западный бизнес в 2024 году вкладывать дополнительные средства в украинскую банковскую систему? В чем будет специфика?
- Нет, такого однозначно не произойдет. Это, как говорится, надо быть самоубийцей. Банковская система в стране, которая ведет войну, очень уязвима. Даже несмотря на то, что она получает огромные прибыли. Я говорю о таком показателе, как доходность на капитал. Неплохие его значения, например, 10%. В 2023 году у украинских банков он был на уровне 50-60%. Это огромный показатель доходности.
Несмотря на это, банки имеют огромные риски и они больше, чем доходность. Банковская система опирается на внутреннюю экономику, а у нас идет война. Западный бизнес будет вкладывать свои деньги только через минимум полгода после окончания войны. Тогда и начнется стремительное восстановление экономики.
Отмечу, что, как говорят, владельцы банков с иностранным капиталом все сидят «на чемоданах». Единственное, что они не хотят иметь больших убытков от продажи своих активов в Украине. Ведь их рыночная стоимость стремится к нулю. Поэтому владельцы банков с иностранным капиталом в нашей стране считают, что надо продержаться несколько лет и уже потом принимать какие-то решения.
Капитализация и основные вызовы в 2024 году
- Какие именно банки войдут в 2024 год с проблемой капитализации? Как она скажется на финансовом рынке в целом?
-С адекватностью капиталов особых проблем не было, потому что банки сформировали резервы более 100 млрд. грн. Возможно и была бы проблема с этим, но учитывая то, что банки активно не кредитовали, то и вопросов в этом никаких нет. Эта проблема возможно есть у небольших банков с украинским капиталом. У них были определенные вопросы относительно размера регулятивного капитала.
- Каковы все же основные вызовы для банков в 2024 году?
- Основной вызов для банков в следующем году заключается в создании бизнес-моделей. Она заключалась в том, чтобы привлечь средства населения и разместить деньги в депозитные сертификаты Нацбанка Украины.
В следующем году эта модель будет испытывать очень большие проблемы. Во-первых, потому что доходность по депозитным сертификатам станет меньше, тем более учитывая то, если Нацбанк Украины и в дальнейшем будет снижать учетную ставку. Во-вторых, на это будет влиять более высокое налогообложение прибыли банков.
И фактически ситуация потребует от них начать программы по кредитованию экономики. Банки на это до настоящего времени не обращали внимания, однако об этом звучат призывы со стороны политиков. А это значит, что у банков не останется другого выхода, как начать активно кредитовать экономику и бизнес.
Таким образом может быть кризис бизнес-моделей банков, потому что они за эти годы потеряли тонус кредитования. А требование НБУ от банков по созданию бизнес-моделей в определенные сроки просто выглядит чисто формальным. Финучреждения напишут определенные модели. Потом они могут просто их не выполнять.
Комментарии к отзыву
На данный момент нет комментариев. Будьте первым, кто оставит здесь свой комментарий.